Договор каршеринга: разграничение видов в зависимости от круга участников
Идея шеринговой системы — экономики совместного пользования, стремительными темпами осваивая рынок западноевропейских стран, обретает новых последователей по всему миру.
Ведущий консультант отдела законодательства в сфере социально-экономического развития Правового департамента Министерства экономического развития Российской Федерации Валерий Вавилин проводит исследование одного из явлений шеринговой экономики — договора краткосрочной аренды транспортных средств.
Автор дает сравнение двух видов договоров: «народного» каршеринга (peer-to-peer carsharing) и каршеринга с участием специализированной организации (one-way carsharing).
В целях выявления потенциально применимых для отечественной системы моделей регулирования Валерий Вавилин освещает зарубежные подходы по классификации каршеринговых отношений.
«Отечественный законодатель в настоящее время идет по пути адаптации сформированных правовых механизмов, не устанавливая специального регулирования каршеринговых отношений».
В результате проведенного исследования Валерий Вавилин обосновал следующие выводы:
для национальной правовой системы выделение большого количества подвидов договоров каршеринга нецелесообразно, фактически обособленные отношения могут быть урегулированы универсальными абстрактными нормативными предписаниями,
необходимость разделения peer-to-peer каршеринга и one-way каршеринга обусловлена спецификой субъектного состава отношений,
не представляется возможным отнесение каршеринговых отношений к одному из закрепленных в законодательстве субинститутов аренды ввиду фундаментальных различий рассмотренных договорных моделей.