Адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Ирина Перехожих рассматривает правовые основы дистрибуции и специфику дистрибьюторских договоров в сфере оборота табачной и никотиносодержащей продукции.
Автор отмечает, что конкретного законодательного регулирования дистрибьюторских договоров в России пока нет, однако есть целый ряд международных актов, устанавливающих основы правовой регламентации. Ирина Перехожих поддерживает устоявшуюся доктринальную позицию о том, что под дистрибьюторским договором следует понимать соглашение, по которому одна сторона (дистрибьютор) принимает на себя обязанности по распространению и продвижению определенного товара от своего имени и за свой счет на определенной территории и (или) определенному кругу покупателей, а также по оказанию иных сопутствующих услуг, а другая сторона (поставщик) обязуется не поставлять указанный товар для реализации самостоятельно или посредством третьих лиц (эксклюзивная дистрибуция) и (либо) создавать привилегированное положение дистрибьютора по сравнению с иными покупателями.
Для дистрибьюторских договоров в сфере оборота табачной и никотиносодержащей продукции характерна высокая степень государственного цикла на всех этапах производства и продажи. Сотрудничество через дистрибьюторские договоры позволяет гарантировать соответствие оборота табачной продукции законодательству, а также обеспечивать контроль над распространением и реализацией продукции. Кроме того, дистрибьюторский договор имеет значительный ряд преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми договорами.
Ирина Перехожих заключает:
Автор отмечает, что конкретного законодательного регулирования дистрибьюторских договоров в России пока нет, однако есть целый ряд международных актов, устанавливающих основы правовой регламентации. Ирина Перехожих поддерживает устоявшуюся доктринальную позицию о том, что под дистрибьюторским договором следует понимать соглашение, по которому одна сторона (дистрибьютор) принимает на себя обязанности по распространению и продвижению определенного товара от своего имени и за свой счет на определенной территории и (или) определенному кругу покупателей, а также по оказанию иных сопутствующих услуг, а другая сторона (поставщик) обязуется не поставлять указанный товар для реализации самостоятельно или посредством третьих лиц (эксклюзивная дистрибуция) и (либо) создавать привилегированное положение дистрибьютора по сравнению с иными покупателями.
Для дистрибьюторских договоров в сфере оборота табачной и никотиносодержащей продукции характерна высокая степень государственного цикла на всех этапах производства и продажи. Сотрудничество через дистрибьюторские договоры позволяет гарантировать соответствие оборота табачной продукции законодательству, а также обеспечивать контроль над распространением и реализацией продукции. Кроме того, дистрибьюторский договор имеет значительный ряд преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми договорами.
Ирина Перехожих заключает:
«С учетом динамичного развития рыночных отношений в эпоху цифровой экономики необходимость признания дистрибьюторского договора отдельным видом договора остается актуальной».
Статья опубликована в журнале «Цивилист» № 4/2023.