Новости

Конкурсные процедуры БК РФ - предмет антимонопольного контроля

Об Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 304-ЭС23-3847 от 25 июля 2023 г. по делу № А46-20277/2021

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – УФАС) Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее – Департамент) и общество «Омскэлектро» (далее – Общество) признаны нарушившими требования антимонопольного законодательства. В основу решения были положены выводы проверочных мероприятий, сводящихся к многочисленным нарушениям в ходе отбора юридических лиц для предоставления субсидий из городского бюджета, возмещающих затраты на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Не согласившись с вынесенным решением УФАС, Администрация и Общество обратились в арбитражный суд, требуя признать его незаконным. Однако решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляцией, выводы проверочных мероприятий были поддержаны.

Окружной арбитражный суд, реализуя функции кассационной инстанции, отменил принятые по делу судебные акты и удовлетворил заявленные требования, признав решение УФАС незаконным. Кассационная инстанция исходила из того, что реализация процедур, предусмотренных бюджетным законодательством, не может являться предметом антимонопольного контроля.
Верховный Суд РФ признал позицию суда округа ошибочной, отменил принятое постановление и оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, поддерживающие выводы УФАС. Судебная коллегия признала ошибочной позицию о том, что процедура проведения спорного отбора была обусловлена только необходимостью регламентирования бюджетных правоотношений, связанных с предоставлением субсидий из местного бюджета, не относящихся к сфере антимонопольного контроля.

Верховный Суд РФ напомнил о собственных правовых позициях, ранее высказанных в Постановлении Пленума от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». Так, антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
Реализация предусмотренных бюджетным законодательством процедур отбора юридических лиц для получения субсидии из бюджета может являться предметом антимонопольного контроля.
Особо обращено внимание, что антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством.