Новости

Правовые основы комплексного развития территории

Об Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 307-ЭС23-1848 от 15 августа 2023 г. по делу № А56-103770/2021

Общество «Комплексные бытовые решения» (далее – Общество) обратилось в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (далее – Комитет) с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг. Общество ссылалось на пп. 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Согласно данной норме, торги для предоставления земельного участка в аренду не требуются при последующем размещении объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Комитета в предоставлении земельного участка было отказано, что явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Решением арбитражного суда первой инстанции, поддержанным апелляцией и кассацией, отказ признан незаконным, на Комитет возложена обязанность предоставить земельный участок в аренду Обществу без проведения торгов. Кроме того, установлена судебная неустойка на случай неисполнения судебного акта. Суды заключили, что испрашиваемая цель использования земельного участка не совпадает с видом разрешенного использования, но при этом, согласно позициям трех инстанций, это обстоятельство не является достаточным для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Реализация комплексного развития территорий в субъекте РФ возможна исключительно в отношении территорий, границы которых установлены региональным нормативно-правовым актом.
Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала, что судами не принято во внимание законодательство и подзаконные акты субъекта Российской Федерации – города Санкт-Петербурга.

Так, предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов возможно:
  • во-первых, при наличии оснований, прямо предусмотренных земельным законодательством;

  • во-вторых, при наличии необходимой нормативно-правовой базы в субъекте РФ.
Такая нормативно-правовая база в Санкт-Петербурге принята (Правила землепользования и застройки, Распоряжение Губернатора, Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и т.д.). Однако суды не обратили внимание на то что, согласно региональной нормативной базе, спорный земельный участок находится в границах территории, в отношении которой предусмотрено осуществление ее комплексного развития, а не только застройка для последующего бытового обслуживания.

Верховный Суд РФ не поддержал вывод нижестоящих инстанций о возможности предоставления в аренду без проведения торгов части территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии. Развитие спорной территории возможно исключительно путем применения механизма ее комплексного развития на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории.

Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.