Автор рассматривает правовой статус физического лица в нескольких аспектах:
- потребитель – гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий услуги для личных или семейных нужд;
- квалифицированный и неквалифицированный инвестор;
- индивидуальный предприниматель – данный статус налагает на гражданина дополнительное бремя ответственности.
Наталья Рахманина указывает, что в договорной практике зачастую нарушаются права потребителей финансовых услуг путем включения в договор:
- кабальных условий сделок;
- неисполнимых потребителем обязанностей в силу отсутствия такого объема ресурсов;
- неравных по сравнению с финансовой организацией обязанностей, ведущих к диспропорции их правовых положений.
В связи с этим Наталья Рахманина отмечает, что «…включение финансовой организацией в договор с неквалифицированным инвестором условий, ограничивающих ответственность финансовой организации (банка, страховой компании, форекс-дилера и т. д.), является злоупотреблением субъективным правом в форме заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав».
В статье предложены правовые конструкции обеспечения благоприятного осуществления и охраны прав потребителей при оказании им финансовых услуг. Такие предложения касаются как обязанностей со стороны финансовых организаций, так и потребителей (клиентов).
Подробнее о способах защиты физических лиц, о требованиях, предъявляемых к финансовым организациям, читайте в статье старшего преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин, к.ю.н. Натальи Рахманиной «Защита прав физических лиц при оказании финансовых услуг».
Статья опубликована в журнале «Цивилист» № 3/2022.
Приобрести журнал можно на сайте издательства «Развитие правовых систем»
Приобрести печатную или электронную подписку на журнал «Цивилист»